О заводе

В 1907 году на северной окраине станицы Урюпинской есаулом Е.Ф. Марковым был открыт торговый склад по продаже конных плугов, борон ростовского завода «Красный Аксай». Но, в связи с тем, что в станице Урюпинской ежегодно проводилась Покровская ярмарка, третья в России после Нижегородской и Ирбитской по продаже сельскохозяйственной продукции, продажа машин и орудий пользовались большим спросом. Эта торговля мало удовлетворила Маркова и он в 1909 году начал строить завод по выпуску одно- двухлемешных плугов и запчастей к ним.

Завод имел полукустарный механосборочный цех, который был разделен на три отделения: слесарно-сборочное – оборудование состояло из 20 верстаков и ручных кузнечных тисков; токарное отделение – 5 станков, один из них с ножным приводом; кузнечное отделение – 24 горна с ручным дутьем. Также завод имел литейный цех площадью 420 м2 . В качестве силовой установки стоял 45-сильный нефтяной двигатель. Все работы выполнялись вручную. Штат рабочих состоял из 121 человека, из которых было 3 мастера, остальные – рабочие. Продукция, выпускаемая заводом в этот период: двуконные приводные молотилки, плуги конные одно- и двухлемешные, бороны, грабли, а также простейшее чугунное хозяйственное литье.

В период войны 1914 года завод был приспособлен на выпуск военной продукции: пики, седла, подковы, уздечки и другое снаряжение для кавалерии.

После октябрьской революции завод был национализирован, ему было присвоено имя В.И. Ленина. Первым директором завода с 1 февраля 1918 года был кузнец завода Н.Г. Фомин.

С 1945 года завод окончательно перешел на выпуск строительных машин: шлакодробилок, трелевочных лебедок с автомобильным и электрическим приводом.

С учетом необходимости быстрого восстановления разрушенных сел и городов, промышленных предприятий огромное значение имело дальнейшее развитие механизации и индустриализации на базе машинной техники. И вот с 1950 года завод стал выпускать строительные краны. Завод перешел на выпуск кранов БКСМ-2, БКСМ3-5-5Б.

С 1960 года завод выпускает мобильные строительные краны КБ-100 грузоподъемностью 5тонн, которые заняли особое место в деятельности предприятия. Этот кран находился в производстве 10 лет – до 1970 года. Он экспонировался в Москве на ВДНХ СССР, где был удостоен диплома второй степени.

В 1965 году литейно-механический завод имени В.И. Ленина был переименован в крановый завод имени В.И. Ленина. Начиная с 1970 года завод приступил к освоению средств механизации погрузо-зазгрузочных транспортных и складских работ для предприятий строительного, дорожного коммунального машиностроения. Был начат выпуск кранов консольных, полукозловых, мостовых, подвесных, козловых. Также выпускались такие средства механизации, как секции механизированных выдвижных стеллажей, стеллажи механизированные для хранения листового проката, автоматизированные и механизированные склады. Все эти изделия способствовали росту технического уровня производства предприятий отрасли, повышению производительности труда.

Семидесятые годы проходят на предприятии как период бурной реконструкции и увеличения производительных мощностей. Были построены механосборочный цех и цех металлоконструкций, блок вспомогательных цехов, что способствовало улучшению условий труда и увеличению выпуска продукции. В 1980 году была закончена реконструкция литейного цеха.

За трудовые достижения коллектив завода неоднократно получал высокую оценку при подведении итогов среди предприятий отрасли.

С 1992 года крановый завод имени В.И. Ленина преобразован в акционерное общество «Урюпинский крановый завод».

Последние реформы и кризис в стране не могли не сказаться на деятельности предприятия. Объем производства снизился в несколько раз.

Завод начал искать пути преодоления кризиса. Нужна была продукция, которая пользовалась бы большим спросом. Прежде всего, начали производство электрических талей. Сначала выпуск их начался в связи с тем, что было необходимо комплектовать свою продукцию, так как применяемые до тех пор болгарские тали стали недосягаемы по ценам. Начали с производства талей грузоподъемностью 3,2 и 5 тонн. Появился ожидаемый спрос на сами тали, их стали выпускать и как самостоятельное изделие. Затем приступили к производству 10-и тонных талей. Ориентируясь на потребительский спрос начали производство кранов грузоподъемностью 10 тонн однобалочных и двухбалочных управляемые с пола и кабины. А в 2003 году приступили к выпуску подвесных кранов грузоподъемностью 10 тонн.

Таким образом, начиная с 2002 года, практически полностью обновилась номенклатура выпускаемой продукции. Поиски требуемой потребителем продукции и анализ рынка краностроительной продукции, а так же постепенная стабилизация экономики позволили предприятию начать путь выхода из кризиса.

Продолжая анализировать рынок и изучать потребности потребителей ОАО «Урюпинский крановый завод» совместно с ОАО «ВНИИПТМАШ» г. Москва, и Волгоградского завода буровой техники разработал и подготовил к серийному производству кран консольный грузоподъемностью 3,2т для обслуживания буровых установок и выполнения погрузо-разгрузочных работ на инструментальных площадках в условиях умеренного макроклиматического района . В 2003 году кран успешно прошел заводские приемочные испытания в апреле 2003 года и в настоящее время первая партия кранов успешно работает на буровых установках.